Утвержден постановлением
комиссии по делам несовершеннолетних
и защите их прав при Правительстве
Брянской области
от 6 ноября 2024 года № 3/6
Порядок
осуществления комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Брянской области методической помощи, информационного обеспечения и контроля за деятельностью комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов, городских и муниципальных округов Брянской области
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок осуществления комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Брянской области методической помощи, информационного обеспечения и Ведомственного контроля за деятельностью комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов, городских и муниципальных округов Брянской области (далее — Порядок, областная комиссия, муниципальные комиссии) разработан в соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», с пунктом 5 части 1 статьей 6 Закона Брянской области от 31 января 2008 г. № 375-ОЗ «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Брянской области», пунктом «д» части 6 Постановления Правительства Брянской области от 15 мая 2015 г. № 221-п «Об утверждении Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Брянской области».
1.2. Настоящий Порядок разработан в целях совершенствования системы методической помощи, информационного обеспечения и контроля за деятельностью муниципальных комиссий (выявления фактов нарушений действующего законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, своевременного принятия мер для устранения обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства) и предусматривает задачи, виды и основные положения его осуществления.
II. Основные понятия
Методическая помощь муниципальным комиссиям — оперативная и перспективная практическая помощь в виде консультирования, методического руководства, методического обеспечения, включая организацию повышения квалификации для муниципальных комиссий, в том числе путем проведения конференций, семинаров, консультаций, обеспечения методическими изданиями и оказания практической помощи непосредственно на местах.
Информационное обеспечение деятельности муниципальных комиссий -предоставление информации, необходимой для осуществления деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, оценки состояния данной работы, её совершенствования.
Ведомственный контроль за деятельностью подведомственных муниципальных комиссий в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — деятельность, направленная на обеспечение выполнения требований Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и иных нормативных правовых актов, выявление фактов нарушений законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, с целью своевременного принятия мер для устранения обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства и их последствий.
III. Основные задачи ведомственного контроля
3.1. Задачами ведомственного контроля являются:
- установление фактического положения дел в муниципальном образовании, на территории которого осуществляет свою деятельность муниципальная комиссия, соответствия организации и результатов ее работы требованиям законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее — система профилактики);
- оценка эффективности организационных и практических мер (координации), принятых муниципальной комиссией в соответствии с возложенными на нее задачами, а также соответствия статистической и иной отчетности реальному положению дел на территории муниципального образования;
- выявление причин и условий, способствующих возникновению нарушений и недостатков в деятельности муниципальных комиссий;
- выявление проблемных вопросов в организации межведомственной деятельности в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- выработка мер и рекомендаций по приведению направлений деятельности в соответствие установленным требованиям, повышению эффективности работы, а также по оказанию методической и практической помощи муниципальным комиссиям, органам и учреждениям системы профилактики;
- изучение, обобщение и распространение положительного опыта, передовых форм и методов работы;
- оказание практической помощи в повышении эффективности деятельности учреждений и их структурных подразделений, органов местного самоуправления муниципальных районов, городских и муниципальных округов;
- укрепление законности в деятельности муниципальных комиссий.
3.2. Информационную основу ведомственного контроля составляют:
- локальные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- должностные инструкции специалистов, обеспечивающих деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- планы работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- информационно-справочные материалы об исполнении постановлений областной комиссии, решений иных органов, уполномоченных рассматривать вопросы в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- представления правоохранительных органов о нарушениях закона в деятельности муниципальных комиссий и материалы по их рассмотрению;
- материалы по организации и проведению индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися в социально опасном положении;
- результаты рассмотрения обращений граждан, общественных организаций, иных лиц о недостатках в деятельности муниципальных комиссий;
- публикации в средствах массовой информации о недостатках и нарушениях в деятельности муниципальных комиссий;
- результаты статистических отчетов деятельности муниципальных комиссий и аналитические материалы, мониторинги, характеризующие эффективность работы по профилактике безнадзорности правонарушений несовершеннолетних;
- документация по проведению семинаров, заседаний комиссий, слушаний по вопросам профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних (протоколы, аналитические материалы);
- иные документы по исполнению Федерального закона № 120-ФЗ, региональных нормативно-правовых актов.
3.3. Полномочия по обеспечению деятельности областной комиссии по оказанию методической помощи, осуществлению информационного обеспечения и контролю за деятельностью муниципальных комиссий возлагаются на председателя, заместителей председателя и членов областной комиссии.
Областная комиссия вправе запрашивать результаты проверок, иную информацию, необходимую для осуществления контроля за деятельностью муниципальных комиссий и выработке предложений по повышению эффективности их работы.
3.4. В осуществлении методической помощи, информационного обеспечения и контроля за деятельностью муниципальных комиссий, руководствуясь данным Порядком, участвуют в пределах своей компетенции члены областной комиссии, органы и учреждения областной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее — органы и учреждения системы профилактики).
IV. Виды и формы ведомственного контроля, кратность и сроки его проведения
4.1. Ведомственный контроль может проводиться в форме плановой, плановой (комплексной) или внеплановой, документарной или выездной проверки, а также в виде мониторинга.
4.2. Контроль в форме мониторинга позволяет осуществлять постоянное наблюдение за деятельностью муниципальных комиссий, сбор и обработку соответствующей информации.
4.3. Документарная проверка осуществляется путем истребования и оценки необходимых сведений, копий документов нормативных правовых и локальных актов, иных документов, в том числе анализа их исполнения.
Объем запрашиваемых сведений устанавливается с учетом актуальности конкретной проблемы, особенностей криминогенной ситуации в подростковой среде.
4.4. Выездная проверка проводится путем выезда на место расположения учреждения.
4.5. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых планов (графиков) выездов, составляемых на полугодие и утверждаемых председателем областной комиссии (постановлением областной комиссии) не позднее 30 декабря и 30 июня, о чем сообщается председателям муниципальных комиссий прав путем размещения его на официальном сайте Правительства Брянской области не позднее 10 дней после его утверждения.
4.6. В связи с отсутствием (увольнением, болезнью) на момент проверки специалиста, обеспечивающего деятельность муниципальной комиссии, сроки ее проведения могут быть перенесены, на срок не более 30 дней на основании письменного поручения заместителя Губернатора Брянской области.
4.7. Плановые проверки осуществляются в виде:
- контроля соблюдения требований исполнения в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных региональными и федеральными нормативными правовыми актами.
4.8. Плановые (комплексные) проверки осуществляются в виде:
- текущего контроля, по отдельным направлениям деятельности;
- комплексного контроля, направленного на всестороннее изучение, оценки состояния и результатов деятельности, исполнение основных задач, федерального и регионального законодательства в сфере проведения индивидуальной профилактической работы с детьми и семьями;
- повторного контроля по нарушениям, требующим устранения в рамках установленного срока.
4.9. Срок проведения плановой проверки не может превышать 30 рабочих дней.
4.10. Внеплановая проверка проводится в форме документарной и (или) выездной проверки по поручению председателя областной комиссии.
4.11. Основанием для проведения внеплановой проверки является:
- поступление письменных обращений и заявлений граждан, надзорных органов о нарушении законодательства в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- неисполнение в установленный срок рекомендаций об устранении выявленных нарушений, отраженных в справке ведомственного контроля.
4.12. Срок проведения внеплановой проверки не должен составлять более 20 рабочих дней.
4.13. Плановая проверка в отношении одной и той же муниципальной комиссии не может проводиться чаще 1 раза в 2 года.
В течение календарного года плановые (комплексные) проверки проводятся в отношении не менее чем 20% подведомственных учреждений от их общего числа.
4.14. Основанием для включения в план (график) проверок в рамках ведомственного контроля является один из показателей:
- отрицательная динамика показателей мониторинга деятельности муниципальной комиссии по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- результаты комплексного анализа эффективности индивидуальной профилактической работы, состояния криминогенной обстановки и подростковой преступности в муниципальном образовании.
4.15. Основанием для проведения плановой комплексной проверки является истечение 2-х лет со дня окончания проведения последней плановой комплексной проверки.
V. Порядок подготовки, проведения и оформления результатов контроля
5.1. Подготовка к ведомственному контролю включает в себя письменное уведомление за подписью председателя областной комиссии о проведении ведомственного контроля и утверждение состава комиссии, включающей должностных лиц органов, осуществляющих ведомственный контроль, уполномоченных на проведение проверки (при комплексной плановой проверки). В уведомлении указывается, в том числе перечень проверяемых вопросов, сроки проведения ведомственного контроля.
5.2. Ответственное лицо, осуществляющее ведомственный контроль, обязано уведомить проверяемую подведомственную организацию о проведении плановой проверки не позднее чем за 3 рабочих дня до ее начала посредством направления информационного письма доступным способом (почтовым отправлением, факсимильной связью, электронной почтой), о внеплановой проверке — не менее чем за 24 часа до ее начала посредством направления информационного письма доступным способом (почтовым отправлением, факсимильной связью, электронной почтой).
5.3. Органы и учреждения системы профилактики, участвующие в выездах (при комплексной плановой проверке), не позднее чем за 5 рабочих дней до выезда представляют в областную комиссию аналитические, статистические и иные материалы с отражением результатов работы по соответствующему направлению деятельности за прошедший год и отчетный период текущего года, проблемных вопросов и иной значимой информации, а также проект плана-задания.
5.4. Областная комиссия запрашивает из муниципальной комиссии информационно-справочные материалы, аналитическую справку, иные необходимые для изучения материалы о деятельности комиссии в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетний за прошедший год и отчетный период текущего года.
5.5. Уполномоченное должностное лицо перед началом проведения проверки обязано предъявить руководителю или иному должностному лицу учреждения служебное удостоверение либо иной документ, удостоверяющий личность.
5.6. При проведении проверки уполномоченное должностное лицо не вправе:
- требовать представления документов, информации, которые не относятся к предмету проводимой проверки;
- распространять полученную в результате проверки конфиденциальную информацию.
5.7. В период выезда руководитель группы областных специалистов может провести прием граждан и несовершеннолетних по вопросам, отнесенным к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также вправе участвовать в проведении мероприятий (заседаний комиссий), направленных на профилактику безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних.
5.8. Руководство проверяемого учреждения обязано обеспечить надлежащие условия для работы комиссии, в том числе обеспечить их рабочими местами, своевременно представлять все необходимые материалы и документы, письменные и устные пояснения.
5.9. Предварительное подведение итогов ведомственного контроля включает:
- проведение совещаний членов комиссии с руководством проверяемой подведомственной организации в день окончания проведения проверки;
- подготовку членами комиссии справок о результатах проведения ведомственного контроля.
5.10. Итоговая справка составляется областной комиссией в течение 20 рабочих дней со дня окончания выезда на основе справок членов областной комиссии и специалистов, входящих в состав межведомственной рабочей группы (при проведении комплексной проверки). Справки членов областной комиссии, специалистов, принимавших участие в выезде, направляются в областную комиссию не позднее 10 рабочих дней со дня окончания выезда.
5.11. Справка по итогам плановой (внеплановой) проверки должна содержать следующие сведения:
- дату и место проведения выезда;
- фамилии, инициалы и должности членов областной комиссии, специалистов, принимавших участие в выезде;
- порядок организации деятельности муниципальной комиссии;
- состояние межведомственной деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории муниципального района, городского, муниципального округа Брянской области;
- выявленные нарушения и недостатки, препятствующие эффективной деятельности;
- предложения по устранению нарушений и недостатков, с указанием сроков устранения;
- рекомендации по совершенствованию деятельности муниципальных комиссий.
5.12. Итоговая справка оформляется и подписывается председателем (заместителем председателя) областной комиссии, после чего направляется председателю муниципальной комиссии для ознакомления и принятия мер к устранению выявленных нарушений и недостатков, препятствующих эффективности профилактической работы.
При установлении в ходе выезда грубых нарушений законодательства, направленного на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, справка направляется в адрес Главы администрации муниципального района/города.
VI. Устранение выявленных в ходе проведения ведомственного контроля нарушений
6.1. По результатам проведенного ведомственного контроля (при получении справки) председатель муниципальной комиссии в установленные сроки:
- принимает меры к устранению нарушений и недостатков;
- предоставляет в областную комиссию отчет об устранении выявленных нарушений и недостатков по истечению 20 рабочих дней после истечения срока.
6.2. Контроль за выполнением плана реализации предложений по устранению выявленных нарушений и недостатков возлагается на областную комиссию и руководителей органов областной системы профилактики по направлениям деятельности (при комплексной плановой проверке).
6.3. Областная комиссия в течение 5 рабочих дней осуществляет анализ поступившего отчета подведомственного учреждения и принимаются следующие решения:
- о снятии с контроля в связи с устранением недостатков;
- о продлении контроля за исполнением в связи с его неисполнением либо частичным исполнением.
6.4. При отсутствии отчета об устранении выявленных нарушений по результатам плановой или внеплановой проверки руководитель органа ведомственного контроля (председатель областной комиссии) принимает решение о проведении повторной проверки в течение 5 рабочих дней после истечения срока предоставления указанного отчета.
VII. Осуществление методической помощи и информационного обеспечения деятельности муниципальных комиссий
7.1. Оказание методической помощи муниципальным комиссиям включает в себя:
- консультирование в сферах: профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, административного производства, предупреждения деструктивных явлений в подростково-молодежной среде;
- методическое руководство работой муниципальных комиссий;
- методическое обеспечение деятельности муниципальных комиссий.
7.2. Консультирование может проводиться членами областной комиссии и (или) специалистами при проведении межведомственных выездов в муниципальные районы и городские округа Брянской области, а также при исполнении функций по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, установленных главой 2 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
7.3. При осуществлении методического руководства работой муниципальных комиссий областная комиссия вправе:
- проводить анализ справочных и статистических данных о работе муниципальных комиссий и готовить на его основе рекомендательные письма органам местного самоуправления по совершенствованию деятельности муниципальных комиссий;
- разрабатывать и утверждать межведомственные порядки, направленные на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактику их безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий;
- проводить мониторинг исполнения законодательства Российской Федерации и Брянской области о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при осуществлении муниципальными комиссиями своих функций и на его основе готовить рекомендательные письма органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Брянской области.
7.4. При осуществлении методического обеспечения деятельности муниципальных комиссий областная комиссия вправе:
- изучать передовой опыт работы муниципальных комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав других субъектов Российской Федерации для обобщения и распространения;
- направлять в адрес муниципальных комиссий рекомендации, информационные письма, методические разработки по актуальным вопросам их деятельности;
- оказывать методическую помощь начинающим специалистам муниципальных комиссий;
- организовывать и проводить обучающие семинары для председателей, заместителей председателей, членов муниципальных комиссий и штатных специалистов.
7.5. Информационное обеспечение деятельности муниципальных комиссий включает в себя:
- направление в адрес муниципальных комиссий информации, необходимой для осуществления деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, оценки состояния данной работы, её совершенствования;
- размещение актуальной информации в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствующем разделе на официальном сайте Правительства Брянской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.